четверг, 20 декабря 2007 г.

Как НДИ делает детей заложниками политических игр


Для проНДИтуток Алекса Миллера, Стаса Мисежникова и Йосефа Шагала, а также их муниципальных сателлитов, естественно врать, передергивать и заниматься демагогией. Они играют в свои грязные политические игры, оплачиваемые Мишей Черным. Но жертвами этой игры становится русскоязычная община. И прежде всего наши дети.









"Вот только причем тут дети?! По какому праву взрослые делают их заложниками собственных политических игр и амбиций?!" - задается вопросом журналист газеты "Новости недели" Петр Люкимсон.


Будь Давид Гордон жив, он бы наверняка очень удивился, узнав, какая нешуточная война разгорелась в начале этого учебного года в Петах-Тикве вокруг небольшой начальной школы, названной в его честь.

Еврейский толстовец, убежденный сторонник умиротворения конфликтующих сторон, Гордон вряд ли смог бы понять местных политиков. Впрочем, если вспомнить, что он, "русский" еврей, был страстным пропагандистом иврита и убежденным сторонником того, что каждый еврей должен воспитываться исключительно в еврейской среде, в лоне еврейской национальной культуры, Гордон назвал бы устроенный в Петах-Тикве дебош оскорблением его памяти. Может быть, все дело в том, что муниципальные политики и некоторые партийные активисты попросту не знают, кем был Давид Гордон и что за идеи он исповедовал?!




Глава первая, в которой автор пытается выяснить, кто здесь расист



Большинство читателей "НН" наверняка уже знают из многочисленных телерепортажей, радиоинтервью и заметок в интернете о скандале, вспыхнувшем в начале этой недели вокруг школы "Гордон" в Петах-Тикве и продолжившемся в среду на специальном заседании кнессета. И все же рискну коротко напомнить суть событий.


2 сентября, когда к дверям школы "Гордон" пришли около 140 записавшихся в нее детей вместе с родителями, инспекторы муниципалитета попросту не дали большинству из них войти внутрь школы. Выглядело со стороны все это ужасно. Нарядно одетые, улыбающиеся дети пришли с папами и мамами в школу в первый день нового учебного года. Чтобы поздравить их с этим событием, сюда специально приехал депутат кнессета от партии НДИ Йосеф Шагал. Директор школы произнесла прочувствованную речь; все вместе спели "А-тикву"… И вдруг какие-то дяди и тети начинают проверять списки детей, после чего заявляют многим родителям, что их чада не имеют права учиться в этой школе, так как она не подходит им по месту жительства… Как можно было так травмировать детей?! По какому праву отдел просвещения мэрии Петах-Тиквы принял такое драконовское решение? Какие интересы он преследует?


Ответы на эти вопросы были получены из интервью члена муниципального совета Петах-Тиквы Геннадия Борщевского (НДИ), которые он щедро раздавал в тот день самым различным СМИ.


Суть конфликта, по версии Борщевского, сводилась к следующему. В течение многих лет в Петах-Тикве существовала замечательная школа "Гордон" с отличными педагогами и таким высоким уровнем преподавания всех предметов, что в нее невольно потянулись дети из русскоязычных семей. Потянулись, понятное дело, потому что нам, представителям высококультурной и образованной алии, в отличие от "аборигенов", крайне важно, какое образование получат наши дети. В результате вследствие именно высокого уровня преподавания сложилась ситуация, при которой подавляющее большинство, если не почти все ученики этой школы, оказались детьми из семей репатриантов из СССР-СНГ. Это почему-то не понравилось руководству городского отдела просвещения, и оно приняло решение данную школу закрыть. Закрыть, несмотря на то, что муниципальный совет не принимал решения о закрытии. Закрыть, несмотря на то, что летом в школу записались свыше 150 детей! Все как один из русскоязычных семей!


И вот тогда Геннадий Борщевский бросился грудью на амбразуру, из которой, по его словам, чиновники вели шквальный огонь по интересам русскоязычной общины, по самому дорогому, что есть у репатриантов из СССР-СНГ, по тем, ради кого мы сюда приехали, – по нашим детям. Предприняв недюжинную политическую активность, призвав на помощь депутатов Алекса Миллера, Стаса Мисежникова и Йосефа Шагала из родной партии, он добился того, чтобы школа "Гордон" все-таки продолжила свою работу.


Но враг в лице городского отдела просвещения тоже не дремал и попытался перейти в контратаку. Руководство отдела решило, что если уж стойкий защитник интересов алии Геннадий Борщевский все-таки добился своего, то надо хотя бы уменьшить масштабы его победы, и потому постановило, что в этой замечательной школе могут учиться только дети из близлежащего района, а все остальные пусть учатся в других, не столь замечательных школах города. И, разумеется, родители детей, которым не разрешают учиться в школе "Гордон", крайне недовольны.


В сходном духе было составлено и официальное сообщение для прессы партии "Наш дом – Израиль". Дескать, велика алия, а отступать некуда, интересы общины в опасности, грудью всех наших депутатов и депутаток отстоим школу "Гордон" для наших детей, наше дело правое и так далее.


Когда автор этих строк поинтересовался у Геннадия Борщевского, чем же он объясняет такое упорство чиновников городского отдела просвещения, тот объяснил:


- Просто кому-то не нравится, что "русские" дети будут учить физику и математику, что они получат лучшее образование, чем коренные израильтяне!


Это заявление, честно говоря, меня озадачило. С одной стороны, все ясно: чиновники городского отдела образования оказались обыкновенными расистами и врагами нашей алии. Что ж, бывает. За эти годы мы не раз встречались с врагами и расистами и выходили с ними на бой…


С другой стороны, в словах Борщевского я уловил кое-какие неувязки и на всякий случай переспросил:



- "Гордон" - начальная школа, верно?



- Да, - подтвердил Борщевский.



- И что, в ней изучают физику?



- Изучают.


Словом, когда я, пылая праведным гневом по поводу расистов из городского отдела просвещения, спросил у одного из работников мэрии, с кем из ответственных сотрудников этого отдела стоит поговорить, мне посоветовали обратиться к госпоже Светлане Удовиковой.


И вот с этого момента дело запуталось окончательно. Выходило, что "расистке" и "врагу русскоязычной алии" Светлане Удовиковой не нравится, что "русские" дети будут учить физику и математику…Что-то тут было явно не так. Как говорит в таких случаях один мой знакомый, автор детективных романов, писатель чего-то не долепил…



Глава вторая, в которой все еще больше запутывается



Прежде чем продолжить поиски ответа на вопрос о том, почему закрыли школу "Гордон", я решил заглянуть в интернет. Так сейчас принято: если ищешь информацию по какому-то вопросу, сначала "поройся" во Всемирной паутине.


Должен сказать, информации о скандале в школе "Гордон" в интернете хватало. В основном это были, правда, интервью, данные все тем же Борщевским, и заявления депутатов от НДИ, но были и авторские статьи. На одном из сайтов я нашел перепечатку опубликованной в "Новостях недели" в марте этого года статью Марка Мирского "Оставьте нашу школу в покое". В статье, написанной явно со слов все того же неутомимого защитника алии Геннадия Борщевского, говорилось, что "Гордон" – лучшая школа в Петах-Тикве, что почти все ее ученики – дети олим из СНГ, что нужно сделать все, чтобы воспрепятствовать планам мэрии закрыть эту школу…Зато комментарии посетителей сайта к этой статье явно заслуживают внимания, так как рисуют ситуацию в несколько ином свете, не таком, как рисует ее Геннадий Борщевский.


"Я - мама ребенка, который учится в этой школе. Наконец эту школу закрывают, и наши дети смогут получить нормальное образование в нормальной школе, где директор и учителя профессионалы в своем деле, - пишет некая Лилия. - И что бы ни говорили о системе израильского образования, рыба тухнет с головы. Мы все очень рады - наконец у наших детей будут уроки, и не только уроки рисования!"


"Уважаемый автор, - обращается к Мирскому другая мама, представившаяся Светой, - разрешите полюбопытствовать, где вы брали данные для статьи? Похоже, ограничились беседой с директором школы. С полной ответственностью могу сказать, т.к. живу в центре Петах-Тиквы: будь у школы хорошая репутация, и ученики бы нашлись в нужном количестве. Многие родители ищут всевозможные пути, включая переезд, лишь бы их чадо пошло не в "Гордон". А если вы услышали беспокойство родителей по поводу далекой и небезопасной дороги в школы, куда их переадресовали, то почему бы не поднять вопрос о подвозке для наших малышей. А вопрос об уровне школы можно проверить экзаменами для учителей...".


"Меня интересует, в какой школе учатся дети или внуки автора статьи, а также наших парламентариев, защищающих ''процветающее учебное заведение''? Почему не в "Гордон" в Петах-Тикве?" – задается вопросом Елена Минкина.


Как видите, родители некоторых учеников школы не спешат согласиться с мнением Борщевского о "врагах алии", а уж кому, если не им, знать, как именно обстоят дела в школе и на каком уровне там ведется обучение.


По-прежнему веря в кристальную честность и искренность намерений наших народных избранников, я предположил, что вышеприведенные комментарии к статье Мирского сделаны "засланными казачками". Расистами. Врагами алии.


И исключительно для того чтобы подтвердить эту гипотезу и убедиться в честности наших политиков всех масштабов, я заглянул в результаты единых контрольных работ по основным предметам, которые регулярно проводятся минпросом во всех школах страны. К моему глубокому сожалению, оценки, полученные учащимися школы "Гордон" на экзаменах по арифметике, письму и другим предметам оказались значительно ниже, чем в других школах города.


Дело совсем запуталось. Может, увлекшись изучением физики и высшей математики, детишки из "Гордона" просто не успели научиться толком читать, писать и считать?..



вверх


Глава третья, в которой что-то, кажется, проясняется, благодаря случайной встрече



Бродя по славному городу Петах-Тикве в мучительных поисках ответов на столь судьбоносные для Израиля вопросы, я неожиданно столкнулся с известным в этом городе общественным деятелем, и тот согласился разъяснить ситуацию, при условии, что я его не назову в газете его имя, чтобы не поссорить с Борщевским.


- Понимаешь, - объяснил он, - в нашем городе самыми влиятельными являются две "русские" группы. Одна представляет партию "Наш дом – Израиль", вторая – партию "Авода". НДИ держит под своим контролем отдел абсорбции, "Авода" – отдел образования. Но под крышей школы "Гордон" уже многие годы действует вечерняя школа для детей. И школа эта создана амутой, возглавляемой Геннадием Борщевским. Таким образом, закрытие школы "Гордон" означает, что амута Борщевского, посредством которой он реализовал и целый ряд проектов, остается без "крыши". Я не исключаю, кстати, что именно это было целью заправляющих городским образованием "русских" ребят из "Аводы" –путем закрытия школы выбить из рук Борщевского некоторые рычаги политического влияния. Естественно, он бросился в бой. Так как официальным поводом для закрытия школы стало небольшое число желающих в ней учиться, Борщевский в течение лета организовал кампанию по записи в школу. Но так как действовал он исключительно среди своего электората, то и записались в школу исключительно "русские" дети.


К тому же вокруг школы расположены амидаровские дома, где проживают, в основном, наши дважды соотечественники. Вот тут-то его политические конкуренты из городского отдела просвещения и потребовали, чтобы в "Гордоне" учились исключительно дети, проживающие в данном районе. Всех подробностей я не знаю, но слышал, что "Гордон" и в самом деле не очень крепкая школа. В отличие от созданной Борщевским вечерней школы при "Гордоне"… Вообще Гена – парень толковый и немало за это время сделал для города, в том числе и в области развития образования, но в данном случае, мне кажется, от скандала сильно попахивает политикой. А ведь на первом месте должны быть интересы детей, а не политиков.


Кстати, о политической подоплеке конфликта говорил в беседе с автором этих строк и депутат кнессета Йосеф Шагал.


- В конце концов, - заметил он, - Борщевский как городской политик отстаивает интересы своего электората. 150 детей, которые записались в "Гордон", это три сотни родителей, а с бабушками и дедушками наберется полтысячи, а то и больше, избирателей. Совсем немало по городским меркам.



Глава четвертая, в которой автор получает ответы на свои вопросы



Пресс-секретарь мэрии Петах-Тиквы Хези Хакак не только мгновенно ответил согласием на мою просьбу поговорить со Светланой Удовиковой, но и заметил, что, возможно, будет лучше, если я поговорю с начальником отдела просвещения ирии Яаковом Бен-Симхоном, ведь именно он принимает решения и держит в руках все нити этого конфликта.


Скажу сразу: разговор с Яаковом Бен-Симхоном получился долгий и непростой. Привожу здесь лишь наиболее важные фрагменты нашей беседы.


- Вопрос о закрытии школы "Гордон", - рассказывает Бен-Симхон, - впервые встал полтора года назад, когда ко мне обратилась группа родителей, дети которых учатся в этой школе. Они сказали, что учеников в "Гордоне" из года в год становится меньше, что уровень обучения в ней оставляет желать много лучшего, а потому они предлагают закрыть школу и перевести школьников, которые в ней учатся, в другую школу, находящуюся неподалеку, которая считается очень хорошей. Я ответил тогда, что так подобные дела не делаются, и я хочу, чтобы во всех классах были проведены родительские собрания, на которых это предложение будет обсуждено. Собрания прошли, и мнение большинства родителей было однозначным: школу следует закрыть.


Но это легко сказать – закрыть школу. На деле осуществление такого решения – это целая военная операция! И я решил осуществлять процесс закрытия "Гордона" поэтапно: сначала прекратить запись в первый класс, а затем найти место для учеников других классов. Вот тут-то Борщевский и начал оказывать сопротивление. Он привлек депутатов кнессета от своей партии, попытался организовать заседание муниципального совета, которые отменило бы решение о закрытии школы. Затем, в надежде, что ему удастся вдохнуть в "Гордон" новую жизнь, Борщевский начал записывать туда "русских" детей из различных районов города. При этом он обещал, что в школе будут высокий уровень преподавания, подвозка, бесплатное питание, бесплатная продленка. Как руководитель городского отдела просвещения я могу твердо заявить: все эти обещания неосуществимы, у мэрии просто нет денег на их реализацию.



- Вы знали о том, что при школе "Гордон" действует созданная Борщевским вечерняя школа?



- Конечно. И я, кстати, высоко оцениваю его деятельность в этой области. Именно поэтому я предлагал Борщевскому на выбор три школы, в которых его вечерняя школа могла бы продолжить свою деятельность, причем одну – весьма и весьма престижную, но он почему-то отказался.



- Борщевский уверяет, что дети новых репатриантов буквально рвутся учиться в "Гордоне"…



- Это не так. Даже после организованной им кампании нам не удалось набрать для "Гордона" полные классы. В результате классы сформированы таким образом, что в них оказываются вместе дети разного возраста – первоклассники, второклассники и т.д. Закончив объяснять новый материал группе первоклассников, учитель должен перейти к группе второклассников, затем – к группе учеников третьего класса, а потом вернуться к первоклашкам и проверить, как они справились с домашним заданием. Такая система учебы действовала, кажется, в хедерах и в церковноприходских школах России два века назад. Мне непонятно, почему родители поддались на его уговоры и согласились записать детей в школу, работающую по такой системе, и настаивают на том, чтобы их дети учились именно в такой школе.



- Борщевский утверждает, что основные ваши претензии к "Гордону" заключаются в том, что там учатся исключительно "русские" дети…



- Это не основная претензия, а, так сказать, одна из претензий. Я действительно считаю, что школам, в которых учатся только дети репатриантов из определенной страны, не место в нашем обществе. При этом учтите, что речь идет о детях, родившихся уже в Израиле и прекрасно говорящих на иврите. С какой стати запирать их в гетто секторальной школы?! Ведь эти ребята будут служить в армии, им предстоит стать неотъемлемой частью нашего общества... Так пусть они с детства чувствуют себя этой частью, пусть растут вместе со своими сверстниками-сабрами и детьми репатриантов из других стран! Я не скрываю своей позиции, не раз говорил об этом на заседаниях городского совета и в беседах с мэром. Но когда Борщевский начал настаивать на создании секторальной школы, я сказал мэру: "Что ж, если он хочет, пусть такая школа будет. И если его и родителей устраивает, что в одном классе будут учиться дети разных возрастов, что ж, пусть будет так! Однако при этом следует учитывать, что решение о продолжении деятельности "Гордона" наносит колоссальный удар по всей системе образования в городе!"



- Почему?



- По очень простой причине: есть бюджет, выделяемый на образовательные учреждения. Если вопреки планам закрытия школы "Гордон" она все же продолжит работать, мы вынуждены будем выделить деньги на ее деятельность, а для этого закрыть как минимум 20 классов в других школах города…



Глава пятая, в которой у Борщевского появляются неожиданные союзники



Уже после разговора с Яаковом Бен-Симхоном выяснилось, что некоторые жители Петах-Тиквы, причем в основном коренные израильтяне, поддерживают идею Геннадия Борщевского. По их мнению, детей из "русских" семей следует собрать в стенах одной-двух секторальных школ, и тогда в других школах города будет значительно меньше насилия. Его, по их мнению, несут с собой именно "русские". Разумеется, иначе как расистскими подобные высказывания не назовешь, но, к сожалению, для них имеется своя почва: в Петах-Тикве хорошо понимают, что свастику и нацистские лозунги на русском и английском языках на стенах синагог писали отнюдь не арабы. Помнят здесь и об относительно недавнем аресте молодого человека, зверски убившего двух "русских" бомжей и 400 кошек… Помнят - и считают, что от "русских" надо держаться подальше. Пусть они ходят в свои детские сады, свои школы, свои магазины, свои парикмахерские…


Лидер НДИ Авигдор Либерман никогда не позиционировал свою партию как секторальную, однако в различных городах действуют политики, придерживающиеся совершенно иной линии. Они убеждены, что сумеют сохранить свое влияние на русскоязычных избирателей только в том случае, если будут удерживать их рамках "русского" гетто, а потому сохранение этого гетто для нескольких поколений репатриантов становится для них важнейшей политической задачей.


Словом, страсти вокруг школы "Гордон" и в самом деле являются отражением тех политических битв, которые идут и внутри нашей общины, и в отдельных городах и весях, и в стране в целом.


Вот только причем тут дети?! По какому праву взрослые делают их заложниками собственных политических игр и амбиций?!



Глава шестая, в которой четыре депутата обсуждают проблему школы "Гордон"



В минувшую среду в кнессете состоялось заседание, посвященное школе "Гордон". Помимо председательствующего Алекса Миллера (НДИ), в заседании приняли участие представители минпроса, председатель Ассоциации в поддержку детей репатриантов Эли Зархин, а также Геннадий Борщевский и пришедшие с ним родители детей, записавшихся в "Гордон". Представитель отдела просвещения мэрии Петах-Тиквы на заседание не явился.


- В принципе, никакого решения на заседании не было принято, так как выяснилось, что в настоящее время суд рассматривает иск родителей, недовольных тем, что их детям не дают учиться в школе с бесплатными подвозкой, горячим питанием и группой продленного дня, - сказал мне Алекс Миллер. - Я знаю, что ирия и минпрос утверждают, что у них на это нет денег, но ведь школа может изыскать деньги и из других источников. Сейчас мы будем ждать решения суда, но если принятие такового затянется, потребуем, чтобы детям разрешили учиться в "Гордоне"...


Миллер опроверг утверждения Яакова Бен-Симхона о том, что школа "Гордон" была закрыта из-за нехватки учеников о том, что сейчас она превратилась в "русское" гетто.


- Проблема как раз и заключается в том, что на детей репатриантов, родившихся уже здесь, в Израиле, пытаются наклеить ярлык "русских" и тем самым отпугнуть других жителей города от этой школы. А вообще "гетто" было создано самой мэрией, так как сначала юным жителям этого района разрешили записываться в другие школы, вследствие чего в "Гордоне" образовалась искусственная нехватка учеников, а затем эту школу стали записываться только дети репатриантов, - в частности, и из-за наличия в ней групп продленного дня и бесплатного питания. Как только мэрия потребует, чтобы все дети записывались в учебные заведения по месту жительства, детей в "Гордоне" будет достаточно, причем из всех слоев общества. Я не хочу копаться в том, плохая это школа или хорошая, так как убежден: если школа существует, если есть решение минпроса и горсовета о том, что она должна работать, то она должна работать. А уровень обучения в ней должен определить городской отдел просвещения. Ну а то, что этот отдел в Петах-Тикве не справляется со своими функциями, свидетельствует, в частности, тот факт, что минпрос создал специальную комиссию, которая должна изучить эффективность его деятельности.


В городском отделе просвещения, в свою очередь, говорят, что до того как суд примет решение, записавшиеся в "Гордон" дети должны учиться по месту жительства. Более того, там выразили уверенность, что в самое ближайшее время эти дети сами вернутся в эти школы, и в "Гордоне" останутся только те самые 60 учащихся, которые живут в данном районе.



Петр Люкимсон


http://hakira.info/177.shtml



http://lj.rossia.org/users/hakira/4752.html

Комментариев нет: