среда, 19 декабря 2007 г.

Кто проиграл от победы вечного лузера?



В Израиле прошли выборы главы государства. Девятым президентом маленькой еврейской страны стал патриарх местной политики Шимон Перес, до того проигравший все выборы в своей непомерно длинной для современной истории политической жизни. Как удивленно заметил на послепобедном заседании правящей фракции «Кадима» один из приближенных новоявленного президента: «последний раз Шимон набрал более 50%... в 1944 году». Его соперника Руби Ривлина даже предложили занести в книгу рекордов Гиннеса, как первого человека, который проиграл Шимону Пересу.


Избрание великого «миротворца» на президентский пост, хотя и лишенный в Израиле реального политического наполнения, но очень важный своей представительской и символической ролью, безусловно, будет иметь далекоидущие и, как всегда, когда речь касается Шимона Переса, вовсе неоднозначные последствия. Ведь в очень плохо разработанной, лишенной конституции да и просто кодификации законов израильской государственной системе полномочия не дают, но берут.


Вот был такой безобидный пост – госконтролер. Все прежние руководители этого ведомства писали пухлые отчеты, которых никто не читал, да сдавленным голосом взывали к правовой сознательности. Но вот явился на должность начальника государственного контроля Миха Линденштраус, да повел себя как та старуха из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке. Решил Миха, что хватит ему сидеть у разбитого корыта описания. А потом уже:


«Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».


И так дальше, вплоть до «владычицы морской», у которой и премьер-министр на посылках. И с тех пор на сумбурном политическом море израильской общественной жизни черная буря. И неспокойно не только правительству и главе правительства, его министрам, включая главного «стратега» и главы «русской партии», лоббирующей интересы Михаила Черного, которого обвиняют всего на всего в бескорыстной любви к деньгам да разнообразному черному финансированию. И вздулись от преизбытка впечатлений сердитые депутаты оппозиции, а члены коалиции так и ходят, так воем и воют.


А до этого Арон Барак, придя на пост руководителя Высшего Суда Справедливости, решил, что дело судов не только судить по закону, когда их об этом просят, но вмешиваться во все, направлять правительство, корректировать законодателей и т.д. С тех пор и существует в Израиле господствующая доктрина «судебного активизма», а судебная ветвь власти подминает под себя все прочие.


Так же когда речь идет о Шимоне Пересе, без труда можно предположить, что пост президента очень скоро обретет несвойственные ему прежде функции. Йехуда Яари, из ведущей израильской газеты «Йедиот Ахронот» пишет, что в ближайшее время глава правительства услышит вопрос «Что ты можешь мне сделать?» от президента государства.


«Шимон Перес – и это точно – все сделает по своему и на этом посту тоже. Решительнее, влиятельнее. По большому. Институцию президентства ожидает революция. И режим правления в Израиле не будет таким, как раньше. Новый президент не ограничится вручением грамот отличившимся солдатам и служащим. Он пригласит президентов со всего мира и привлечет их к своим государственным планам. Он отправится в столицы, где мы уже были, и в те, где мы еще не были.


Девятый президент не ограничится подписанием помилований. Он раздобудет бюджет и пустит его на цели, которые сам определит вне Госбюджета – без того, чтобы туда сунули нос и руки министры и чиновники Минфина. Он привлечет иностранных инвесторов и спонсоров к проектам, реализации которых мешает местная бюрократия.


Новый президент не удовлетворится дежурными речами на разных церемониях. Он будет вести государственные переговоры поверх голов премьер-министра и министра иностранных дел. Так он устроен. Так он вел себя до сих пор, и так же будет вести себя дальше. Его будут называть интриганом и мегаломаном – он продолжит свое.


Неизвестно, кто вскоре станет главой правительства, какое правительство у нас будет и сможет ли оно что-то сдвинуть с места – как бы то ни было, жизнь любого главы правительства в ближайшие семь лет будет гораздо сложнее.


Когда сорок лет назад Перес возглавил Министерство почты, он первым делом изменил это жалкое название на Министерство связи. Казалось бы, семантика, но Перес уже тогда дал понять, что не удовлетворяется малым. А, будучи гендиректором Министерства обороны, именно он ввел Израиль в ядерную эру, показав, что способен прорвать шоры и границы, и не только читать карты, но и менять их.


Кто бы ни стоял во главе правительства, он должен будет руководить государством в новую эпоху президентского правления. Ему придется работать на пару с президентом Шимоном Пересом-Первым. Либо он свалится. Глава правительства, разумеется. Потому что Переса не свалит никто. Он – победитель".


Вечный неудачник, ставший победителем, опасен и потому что окрылен своей первой и, судя по-всему, последней победой. Кроме того, Перес выступает в уже в пронзительном жанре: «А напоследок я скажу…» Посему, нисколько не смущаясь общепринятыми формальностями, он будет действовать, и вещать без оглядки на кваканье провинциального болота, обращаясь непосредственно к истории и человечеству.


С другой стороны, можно согласиться с Йехудой Яари, что это вполне может быть и совсем неплохо. От первого президента государства Хаима Вейцмана остался афоризм: «Носовой платок – это единственное место, куда премьер позволяет мне совать мой нос». Но тогда главой правительство был великий Давид Бен-Гурион. Если же посмотреть на правительство, на главу правительства, на министров, на депутатов Кнессета, на все управление государством сегодня, то мы придем к неутешительному выводу, что похоже, нам уже нечего терять. «Горизонт такой серый, надежда такая хилая. Может, хотя бы Перес, хотя бы его президентское правление смогут осветить путь» – утверждает Йехуда Яари. Может, хотя бы Перес, хотя бы его президентское правление смогут осветить путь» – утверждает Йехуда Яари.


Кира Вайс


http://hakira.info/38.shtml

Комментариев нет: