четверг, 20 декабря 2007 г.

Экстрадиция становится модной: Норьега меняет тюрьму

Суд в США принял в пятницу решение выдать Франции бывшего президента-диктатора Панамы Мануэля Норьегу, где ему грозит 10-летний тюремный срок по обвинению в отмывании денег. В госдепартаменте США дали понять: президент США Джордж Буш "не будет возражать против этого судебного решения".








Окружной судья в Майами (штат Флорида) Уильям Ховелер отверг доводы адвокатов Норьеги, просивших заблокировать экстрадицию на том основании, что их подзащитный, по сути, является военнопленным (именно такой статус имеет бывший диктатор в США), а в случае выдачи Норьеги во Францию там к нему не будут относиться как к военнопленному.




Адвокаты Норьеги утверждали, что поскольку их подзащитный официально признан "военнопленным", то, согласно Женевским конвенциям об обращении с военнопленными от 1949 года, после освобождения из американской тюрьмы его необходимо немедленно экстрадировать в Панаму. Но суд США решил, что Женевские конвенции "безусловно, не запрещают передачу генерала Франции".






Франция обвинят Норьегу в том, что за период нахождения у власти он отмыл через французские банки около 3 миллионов долларов, полученных от наркоторговли. В 1999 году парижский суд заочно признал его виновным и приговорил к 10 годам тюрьмы и к штрафу в €11,2 млн.


Выходец из бедной крестьянской семьи в юности мечтал стать психиатром, но из-за отсутствия денег вынужден был выбрать военную карьеру.


Мануэль-Антонио Норьега пришел к власти в Панаме в 1983 году, после загадочной гибели в авиакатастрофе тогдашнего главы правительства генерала Омара Торрихоса, при активном содействии ЦРУ - организации с которой он сотрудничал начиная с 60-ых годов, занимая посты руководителя армейской разведки и начальника генерального штаба вооруженных сил.


Однако вскоре действия Норьеги перестали устраивать Соединенные Штаты. И своей судьбой генерал Норьега предварил участь Хусейна. Он был свергнут 20 декабря 1989 года в результате вторжения американских войск с территории Панамского канала.


Предсказав возможную эрозию общественного порядка в стране, американцы заранее сконцентрировали на своих базах гражданских специалистов, и задействовали их для организации полицейской работы, раздачи продовольствия и медикаментов, выпуска и распространения газет. Команда, занимавшаяся разъяснением задач населению, указывала, что агрессия направлена исключительно против Норьеги, а не против панамского народа. Уже 20 декабря на американской военной базе был приведен к присяге в качестве президента Гильермо Эндара.


Первоочередной задачей сил вторжения указывали захват лично Норьеги. Предполагалось, что он попробует укрыться на одной из верных ему баз или в родной провинции Чирики. Посольства Кубы, Никарагуа и Ливии были оцеплены (а никарагуанское перевернуто вверх дном - как сказал организатор беспорядка, "рабочий момент, что поделаешь"), однако Норьега перехитрил противника, укрывшись в папском представительстве у того самого монсеньера Лабоа, который полугодом ранее укрывал Эндару. Убежище предоставлялось на временной основе, но найти третью страну было нелегко - Перу, Испания, Мексика отказались, а на Кубу Норьегу выпустить отказались. Наконец, 3.1.90 в 20:45 Норьега сдался и покинул территорию папского посольства. Генерала, надевшего парадный мундир с регалиями и прижимавшего к себе Библию, на вертолете доставили на базу ВВС США "Говард" в зоне Панамского канала, где зачитали права и отправили самолетом на базу Хомстед во Флориде.


В 1990 году он предстал перед судом. Норьегу признали виновным в вымогательстве и получении взяток от наркомафии, переправлявшей кокаин из Латинской Америки в США. Кроме того, следствие установило, что Норьега наладил тесные связи с колумбийскими наркодельцами, отмывая их деньги в банках Панамы. Большая часть операций проводилась через Международный кредитно-коммерческий банк Панамы, где под кодовым названием "Зорро" был открыт личный счет Норьеги. На него наркомафия переводила комиссионные, причитавшиеся генералу за поддержку наркоопераций.


Таким путем Норьега нажил себе состояние в два миллиарда долларов. В 1992 году в США его приговорили к 40 годам тюрьмы. В марте 1999-го срок заключения был снижен до 30 лет. Норьеге было также разрешено подать прошение о помиловании в 2007 году при условии примерного поведения в тюрьме, что тот и сделал, в надежде вернуться на родину.


Срок заключения Мануэля Норьеги заканчивается 9 сентября, однако вместо освобождения он просто меняет тюрьму. Аналитики, занимающиеся вопросами международного сотрудничества в вопросах борьбы с организованной преступностью и в частности вопросами экстрадиции отмечают, что в последнее время вопросы выдачи преступников на основе норм международного права между цивилизованными государствами получают режим наибольшего благоприятствования, особенно если речь идет о преступлениях международного характера. Положительное решение требования о выдаче лица, совершившего преступление международного характера, как правило, означает, что запрашиваемое государство считает преступным деяние, совершенное данным лицом.


Практика показывает, что сотрудничество в процессе экстрадиции благотворно влияет на правовую ситуацию в обеих странах, а также играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами. Следует согласиться с утвердившимся в литературе мнением о том, что экстрадиция переросла в самостоятельный институт права. Стоит усматривать в экстрадиции не только аспекты выдачи преступников и наказания виновных, но и целый ряд иных действий, мер и целей. Например, таких, как меры по обеспечению необходимых правовых и процессуальных гарантий, имплементация соответствующих юридических процедур и принципов, эффективное правовое сотрудничество между государствами, повышение доверия к их правовым системам, укрепление международного правопорядка, норм и требований права, соблюдение прав человека и т.д.


Формирование экстрадиции в самостоятельный институт современного права, смена общей концепции экстрадиционной деятельности, перерастание экстрадицией узких рамок выдачи - не могут не приводить к тому, что специфика феномена привлекает к себе внимание юристов, ученых и практиков. Последние же утверждают, что любое благоприятное решение об экстрадиции влечет за собой еще два. И сегодня, например, французские правовые органы, добившиеся экстрадиции Норьеги уверены, что сам этот факт поможет им заполучить других преступников, обвиняемых в схожих преступлениях.


Кира Вайс, Hakira.info


http://hakira.info/157.shtml



http://lj.rossia.org/users/hakira/4036.html

Комментариев нет: