среда, 19 декабря 2007 г.

Эпоха жесткого гламура

«ВикипедиЯ» дает следующее определение:
Гламур (англ. glamour, собственно «чары», «очарование») — оценочное понятие (оценка при этом может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от взглядов говорящего), означающее близость к общепринятым стандартам «роскоши», «шикарного», внешне «блестящего».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80


«Гламур — высшее, разреженное, лучистое, эфирное, запредельное состояние бытия. В гламуре гражданин — а тем более гражданка — уж не сеет, не жнет, не собирает в житницы. Все в ней гармония, все диво. В гламуре нет ни прыщей, ни вросших ногтей, ни кишечных колик, ни заусениц, ни храпа: все это преодолено на более ранней стадии развития, на полпути превращения из свиньи в серафима, в малом глянце, в журналах «для секретарш». В гламуре нет заплаканных глаз, хлюпающего носа, уныния, отчаяния, наплевательства, ответственности, тревоги за родственников. Наконец, нет смерти, в лучшем случае — «неумирающая легенда». Гламурное существо — молодое, худое, извилистое, как правило, женского пола. Рожденное без родителей, оно мерцает на фоне безликих, но многочисленных «друзей», изредка имеет изящное гламурное дитя возрастом не более трех лет, которое неизвестно кто воспитывает. Оно не нуждается в деньгах, не берет и не дает в долг; источник его богатства неясен, но, очевидно, неистощим»

Татьяна Никитична Толстая: «Я планов наших люблю гламурье».


«Гламур - новая идеология».


Лев Семенович Рубинштейн


«Человек гламурного мышления есть существо, которое считает акты потребления достижениями».


Константин Анатольевич Крылов


Глянец бездумен и легкомыслен. Главной отличительной чертой гламурной идеологии является ее принципиальная безответственность по отношению к настоящему и будущему.


Изначально слово «гламур» — означало приворот, магическое действие, заклинание, изменяющее восприятие личности другими людьми. Стоит отметить, что это дешевая ворожба касается не «быть», а «казаться».


Словцом "glamour" в Шотландии называли вид цыганского колдовства, когда одну вещь временно превращали в другую или заставляли наблюдателя в это поверить. И лишь позднее «гламуром» стали именовать и общую привлекательность, «возбуждающую и часто иллюзорную».


Мы живем в эпоху виртуальности и симулякров. Фрейдовский век психоанализа с девизом «познай себя» сменился веком прикладных психотехник с руководящим принципом «симулируй себя».


На модных семинарах учат не как улучшить собственное «я», а как его лучше подать, преподнести другим людям в ходе социального торга. И неважно о чем идет речь: проведении коммерческих переговоров, интервью с работодателем или умении затащить сексуального партнера в свою постель.


Симулируя себя, симулируя отношения, качества, мотивы, поступки гламурный человек пытается создать полную иллюзию лучшей жизни по простеньким моделям и стандартам.


Вообще, гламур — это эстетика упрощения. Это подмена сущности и глубины отвязным глянцем, когда вместо содержательных вещей вам предлагается «cool».


Современный российский гламур — эстетика нуворишей. Израильский — еще хуже, ибо касается не столько глянцевых журналов, но и всей общественно политической жизни.


Разве Биби Нетаниягу — это не воплощенная гламурность? Разве вошедшие в прошлой каденции Кнессет через ЦК Пнина Розенблюм и Рухама Авраам, а так же всяческие Гамлиэли и Габриэли, — это не парад бездумного глянца?


Разве появление центристско-никакой партии «Кадима», где продолжила свою политическую карьеру Рухама Авраам, не было торжеством всепобеждающего гламура? Разве подобное политическое завещание Ариэля Шарона не было этаким cool?


Политический гламур не видит противоречий, моделируемый им мир совершенно бесконфликтен и именно потому является центристским и искусственным — когда политический гламур не может справиться со сложностями проблемы, он их просто в упор не замечает. Разве не казалось тогда, что все наши проблемы накрылись глянцем и решить их можно будет простым щелчком красивых пальцев разнообразных звезд и звездочек со всех концов нагнанных в список «Кадимы»?


Поэтому далеко неслучайно приглашение в этот список таких далеких от политики фигур как Анастасия Михаэли. Список политического движения делался, чтоб было cool. Когда ты cool, — у тебя есть стиль, и нет проблем, ты глянцево отвязен и гламурно всемогущ. Анастасия там была более чем естественна. И может быть Марина Солодкина не получила министерского кресла только потому, что была недостаточно cool?


В израильской политике, как в российском бизнесе: гламурность стиль временщиков. Русский временщик понимает, что сегодня он еще глава финансово-промышленной группы и уважаемый человек в Куршевелях, а завтра уже на параше, как просто «богатый пацан», у которого проблемы с «пацанами из Кремля». Есть люди, у которых еще есть деньги, и эти деньги еще есть куда тратить. Вот они и гламурятся в жизни и пиарятся в глянце. Ново-русская социальная мифология это извращенное воспроизведение нравов из купеческих драм Островского. Чем дороже, тем круче — это про бешеные деньги. Cool — занимает свое первое место в порядке жизненных приоритетов. Cool — это почти состояние души. Гламурное стремление к роскоши, потому что роскошь ослепляет, а ослепление – блаженство временщиков.


Но тем же ослеплением будто объяты и израильские политики. Их стиль это тоже стиль гламурных временщиков, живущих по принципу: «Хоть день – да мой». Суть политической гламурности — в вульгарной примитивности китчеобразного мышления, где все равно, что ты скажешь, главное, чтобы сказанное было cool.


Гламур - требовательная и жестокая идеология. Нестабильность израильской политики в гламурную эпоху очень напоминает непоследовательность моды. Общество только пережив одну предвыборную компанию сразу задумывается о том, что будут носить в следующем политическом сезоне. СМИ поднимает те или иные вопросы не по степени их важности, а по принципу: такое сейчас носят или не носят.


Почему Аркадий Гайдамак пришелся так ко двору израильской политике? Почему его сумбурные телодвижения вызывают такой ажиотаж? Почему каждым его шагом интересуется СМИ? Потому что единственный побудительный мотив Аркадия Александровича внутри Израиля – это сделать чего-нибудь cool. Если вы считаете, что в его филантропии и псевдофилантропии, в удавшихся и неудавшихся коммерческих покупках, в его вложениях в спорт и политических заявлениях нет логики, то вы ошибаетесь. Это особая гламурная логика глянцевого мышления: чтоб было cool… Ему совсем неважно, что он делает, главное, чтоб окружающие понимали, что это круто. Это и есть чистейшая политическая идеология эпохи жесткого гламура.


И последнее. Не надо считать что гламурные проявления – это, типа, элитарные штучки.


Элита – если только она настоящая элита, а не сборище временщиков и нуворишей – относится к гламуру с презрением.


Свободной и стабильной, развитой и процветающей страну делает социально ответственное меньшинство.


Социальная ответственность элит состоит в том, чтобы не дать социально безответственной власти увести национальную дискуссию от подлинных проблем к мнимостям.


И может быть главное причина, почему в России и в Израиле так увлеклись гламурной идеологией заключается в том, что в этих странах отсутствует настоящая элита.


Кира Вайс


http://hakira.info/26.shtml

Комментариев нет: